КАК ИСПОВЕДОВАТЬСЯ, ЕСЛИ СТЫДНО?

КАК ИСПОВЕДОВАТЬСЯ, ЕСЛИ СТЫДНО?

016Что делать, если стыдно исповедоваться? Если стыдно открывать священнику свои грехи? Возникает чувство унижения, как его преодолеть? Неужели действительно так необходимо пройти через такое унижение, ради прощения своих грехов?
На данный вопрос отвечает протоиерей Александр Лебедев: «Это действительно необходимо, потому что в деле прощения грехов не мы, люди, определяем правила, следовательно, не нам их и отменять. Так установил Христос, что в Церкви есть лица, имеющие от Бога власть прощать грехи, лица, через которых Святой Дух непостижимым действием очищает душу кающегося от грехов.

Однажды, после Своего Воскресения, Христос явился ученикам «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,22-23).
Речь здесь идёт не только о прощении обид – все мы призваны прощать грехи ближних против нас. Речь об особом действии, на которое стали способны апостолы, в силу некоего воздействия Святого Духа, — прощении грехов от лица Бога.
Как известно, апостолы рукоположили себе преемников, передав им власть прощать и оставлять грехи; подобным образом власть эта в Церкви передаётся по сию пору, ею обладает духовенство — епископы и священники.
Поделюсь личными переживаниями по обсуждаемому вопросу: я тоже был бы рад, если бы прощение грехов подавалось людям через какую-то иную процедуру. Мне, как священнику, поверьте, не составляет удовольствия приобщение к знанию неприглядных сторон жизни людей, их душ. Однако приходится принимать то положение дел, которое существует. Стыд на исповеди нормален, естественен, но его нужно не то что побороть (если поборешь — рискуешь стать бесстыжим), а пережить, перетерпеть.
Есть кое-что, что помогает согласиться на прохождение сквозь стыд признания своих грехов. Прежде всего, нужно понимать, Кому мы исповедуем свои грехи— не священнику – а Богу, и поэтому и стыдиться нужно не священника, а Бога.
Чаще всего боятся: «Что подумает обо мне священник? Он, наверное, будет меня презирать». Всё это совершенно не важно, важно, простит ли меня Господь или нет. Исцелит Он мою душу, очистит от грехов — или же мне придётся и дальше идти по жизни, чавкая ногами в жиже болота своих грехов, погружаясь в него всё глубже и глубже, пока не… Даже подумать страшно, что может ожидать в итоге.
Во-вторых, не помешает знать, что тот стыд, который нас отпугивает от исповеди, нам неизбежно предстоит перенести, и в гораздо большей степени, на Страшном Суде, когда наши греховные язвы станут явными не только для нас, нашей совести, но и для всех других.
Христос говорил, что всё тайное станет явным. Без всяких преувеличений, щемящий душу страх и стыд берёт при мысли о том, что греховные наши дела, движения души, которые мы привыкли скрывать от других, в которых мы сами себе часто боимся признаться, станут очевидны всем. Всем!
Так что человек, сгорая от стыда во время исповеди, избегает ещё большего стыда в будущем, когда грехи, изглаженные из души покаянием, Господь не помянет.
Тем же, для кого имеет значение, что подумает священник о человеке, приносящем исповедь, скажу, что страх и стыд — это только часть тех чувств, которые испытывает человек на исповеди.
Если пройти через их очищающее действие, то на смену им приходит радость. Совершенно особая радость, в которой есть и облегчение — оно ощущается чуть ли не физически, и успокоение совести, и переживание примирения с Богом, похожее на чувство возвращения в родной дом, где все тебя любят и ждут, и надежда на начало жизни «с чистого листа», и благодарность Богу за спадающую с души гору грехов.
К моему великому счастью, это чувство обоюдное: и кающегося, и исповедующегося. Поэтому я искренне благодарен Богу за то, что Он дал мне эту радость в жизни – принимать исповедь, быть свидетелем возрождения душ.

СКРЫВАЮЩИМ – НА ИСПОВЕДИ СВОИ ГРЕХИ. (Поучение св. Иоанна Златоустого о Покаянии)

Хотя и всякий сам по себе знает, что не следует на Исповеди — СКРЫВАТЬ грехи и хотя пред Исповедью и говорит священник кающемуся: Если ли, что скрываешь от меня, большой грех имеешь», однако, несмотря на все это, со стороны многих, исповедующихся замечается — какое-то Лукавство. Одни вовсе, без зазрения совести, СКРЫВАЮТ — свои грехи, а другие на вопрос священника о том, НЕТ — ли за ними каких либо ТАЙНЫХ — грехов, отвечают – ОБЩИМИ словами: «Во всём — грешен!» А это, со стороны таких кающихся, показывает, также нечто неприятное: т.е. или ЛОЖНЫЙ стыд, или НЕПОНИМАНИЕ — того, для чего они пришли на Исповедь, или, наконец, непонимание и того, к чему должно вести их святейшее Таинство покаяния.
Спрашиваю таковых: какая цель, братие, вашего прихода на Исповедь? Скажете: получить — прощение грехов. Так. Но вот вопрос: достигается ли оно? По нашему мнению, далеко — НЕТ. Покаяние есть — врачебница недугов душевных, а священник исповедующий — есть при кающемся врач его. Теперь сделайте сравнение между болезнями душевными и телесными. Если вы были бы больны телом и пришли к врачу, требуя исцеления, но ни слова не сказали бы ему о своей болезни, мог ли бы он исцелить вас? Конечно, нет.
Так знайте же, что и врач духовный тоже – НЕ МОЖЕТ подать вам — исцеление от язв Греховных, когда вы их – СКРОЕТЕ от него и умолчите. Это подтвердит вам и св. Златоуст. «Якоже, говорит он, убо и струп храним есть – не исцелевается; но егда горе восходит, тогда исцелен бывает, такоже убо и грех дондеже храним есть – не прощается».
Во-вторых, ясно будет, что грехи – НЕ ПРОСТЯТСЯ вам, в случае СОКРЫТИЯ — их, и из того, что вы, скрывая их от священника, чрез это ЯВЛЯЕТЕСЬ — Лжецами и перед Самим Богом. Кем является священник при Исповеди? Не более, как только — свидетелем ваших грехов, чтобы свидетельствовать их пред Богом. «Аз же, – говорит он вам, – точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речете мне».
Понятно отсюда, что исповедуете вы свои грехи — Богу, а когда скрываете их, то скрываете — также от Бога, то есть вы ОБМАНЫВАЕТЕ — Его, а Бог, знайте, все видит и знает и, конечно, при вашей Лжи, не только – НЕ ПРОСТИТ вас, но и накажет, как и сказано: ПОГУБИТ – всех говорящих ложь (Пс. 5:7).
Но скажете: «Уж очень стыдно! Пожалуй, еще священник кому и скажет мой — ТАЙНЫЙ грех или строгую епитимью за него наложит; что тогда делать!» Неосновательно ни то, ни другое. Какой же священник захочет принять на себя роль Иуды-предателя! Да, если бы и захотел, то разве он не знает, что за это ждет его?
Послушайте, что говорит ему одно из правил, которым он должен следовать: «Блюдет пресвитер, да исповеданного греха никому — не откроет, ниже да наметит в словах или других каких приметах: но точию, как вещь запечатленную, держит у себя, вечному предав молчанию; в противном же случае подвергает — себя жестокому суду». Что же это за суд? Духовный регламент того, кто исповеданные грехи открывает, велит лишить священства и мирскому суду предать (О должн. пресвитеров изд. 1796 г., стр. 161 и 164). Что же касается страха епитимии, то что сказать о несостоятельности его, в виду всегда снисходительного обращения Церкви с кающимися грешниками? Ясно, что страх сей ложный. Да, впрочем, если бы и на самом деле наложена была строгая епитимья, что же из этого? Ужели скорбеть нужно из-за нее? Нет, скорей же радоваться.
Итак, братие, оставьте — ложный СТЫД и на исповеди будьте откровенны. «Аще пришли во врачебницу, да не неисцелени отыдете.» В противном же случае, помните то, что стыднее, в тысячу раз стыднее будет уже невольно открыть грехи на суде Божием — пред тьмами тем Ангелов и человеков. А что это — неминуемо дождутся укрыватели, в том опять неложным свидетелем является тот же св. Златоуст, который говорит: «Если стыдимся о спасении человеком ОТКРЫТЬ своя грехи; то в день Страшного Суда эти грехи будут открыты — перед всей вселенной и всеми человеками». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *